Воспитание и развитие в семье

Личные блоги, журналы, размышления
Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 26 ноя 2018, 14:42

Здравствуйте! :flow:
Меня зовут Мария. Я решила начать свой журнал, в котором хотела бы систематизировать свой опыт воспитания и развития детей в семье и поделиться им, вдруг кому пригодится:)
Вначале несколько слов обо мне. Я работаю учителем английского языка, у меня есть любимый муж и трое деток: сын (июнь 2016), дочь (февраль 2018) и сын (февраль 2020).
Мне очень интересна тема обучения детей. Своих детей я бы не хотела отдавать в сад, а хотела бы воспитывать и обучать их сама.
 К.Д. Ушинский о семейном воспитании, цитаты из "Родного слова", 1864 год
У нас более, чем где-нибудь, распространено домашнее первоначальное обучение и дай Бог, чтобы оно распространялось и улучшалось.

***
Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребёнка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости. Что женщине врождено стремление учить и развивать своё дитя и вместе с тем даны и необходимые для этого способности, в этом не может быть сомнения.
 Содержание
Содержание:
стр 1
1. Обзор основных методик
1.1 Никитины
1.2 Методика Монтессори
1.3 Советские книги
2. Мелкая моторика
3. Развитие речи
4. Рисование
5. Игры на цветовосприятие
6. Аппликация

стр 2
7. Лепка
8. Конструирование из строительных материалов
9. Конструирование из природных материалов
10. Конструирование из бумаги и различных материалов
11. Математика
12. Книги и фильмы о воспитании (пополняемый пост)


1. ОБЗОР ОСНОВНЫХ МЕТОДИК
В первую очередь возник вопрос методики, с чего вообще начинать. Прочитав много книг по воспитанию, я выбрала для себя основные методики, взяв из них только то, конечно, что подходит моей семье. Ниже своими словами опишу эти методы.

1) Опыт семьи Никитиных
Семья Никитиных произвела на меня, пожалуй, наибольшее впечатление.
Изображение
Эта семья жила в Подмосковье, оба педагоги, воспитывали семь детей. Когда мне становится сложно с двумя детьми, я сразу вспоминаю Никитиных, и становится немного полегче:) Лена Алексеевна Никитина никогда не брала декретный отпуск, то есть только положенные три месяца до родов и три после. Потом выходила на работу. Борис Павлович тоже работал. Воспитывали своих детей сами, без детского сада, практически без помощи бабушек, и при этом еще строили дом, в котором жили, и как-то успевали делать развивающие игры и писать книги.



Если просмотр фильма не вызвал у вас дикий шок и реакцию типа "что за дураки?", то посмотрите и фильм Семья Никитиных 1975. Он был снят через 10 лет, семья уже значительно расширилась.



Я не призываю копировать опыт этой семьи полностью, нет. У меня тоже мурашки по спине бегут, когда вижу, как они зимой по снегу бегают:) Я про то, что из их опыта берем только то, что подходит именно вашей семье. Мы, например, по снегу не бегаем:) по-моему, если бы в наше время Борис Павлович вот так с детьми выскочил из дома на снег, из семью бы навестили ювенальщики.
Что мы взяли для себя? По возможности следим за тем, чтобы дома не было жарко и не одеваем тепло детей, обычно дома они в трусах и майках.
Дети пратически не болеют (тьфу-тьфу), из лекарств пока были только цифекон и аквалор, прививок нет ни у одного.

2) Мария Монтессори

Изображение

Имя Марии Монтессори известно всем. Даже людям, далеким от педагогики. Известный итальянский педагог и врач, она работала с детьми, отстающими в развитии. Позже ее методика была скорректирована под обычных детей. Главный принцип обучения детей - помоги мне это сделать самому.
Вокруг методики Монтессори очень много споров. Я думаю, как и во всем, есть в ней свои плюсы и минусы. Как и со всеми методиками, я беру из нее только то, что нравится, что подходит моим детям, и не обязательно при этом я следую методическим указаниям.

3) Советские книги по воспитанию дошкольников

Изображение

Последние по списку, но не последние по значимости. Меня они, честно, очень вдохновляют. Их было написано очень много: и про развитие речи, и про рисование, лепку, конструирование, и про физические упражнения, и про обучение иностранным языкам, математике и т.д.
Кто-то может сказать, зачем учить детей по тому, что было написано в прошлом веке? Ведь время не стоит на месте. Да, соглашусь. Но, во-первых, основы воспитания все равно остаются теми же самыми. Грубо говоря, что вы сто лет назад учили ребенка считать один-два-три.., что теперь. Счет не изменился. Не изменились цвета, буквы, физические упражнения. Конечно, слепо брать советскую методику и переносить ее на современных детей не получится, придется что-то добавлять, что-то убирать. А во-вторых, сам язык, которым были написаны книги, на мой взгляд, проще и понятней современных методик, в которых много льётся воды.

В следующих постах подробно расскажу о том, что именно из каждой перечисленной выше методики мы взяли для своих детей.
Последний раз редактировалось Mellizos 07 фев 2020, 19:58, всего редактировалось 8 раз.


Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 26 ноя 2018, 14:55

1.1 НИКИТИНЫ

Опыт Никитиных был самым первым, с которым мы познакомились, и он нас вдохновил.
Никитиными было написано очень много книг. Очень рекомендую прочитать их книги, их можно скачать бесплатно на сайте семьи Никитиных
http://Nikitiny.ru/knigi-i-statyi-nikitina
Из всех книг особенно рекомендую "Резервы здоровья наших детей"
https://yadi.sk/i/K-PxDKwxGryIag

Еще познакомиться с семьей Никитиных можно в фильме "Самый долгий экзамен"



Мне очень нравятся последние строчки в фильме о том, что с Никитиными можно не во всем соглашаться, но они точно заставили всех нас задуматься об образовании детей и за это мы должны быть им благодарны.
В фильме можно увидеть спорткомплекс, который Борис Павлович сделал для своих детей, а также спорткомлексСкрипалева.
Скрипалевым была издана книга "Наш семейный стадион", в котором даны чертежи спортивного комплекса. Он не сложный в изготовлении и занимает немного места.
https://yadi.sk/i/XRWQnvtG3QQI9A

Еще многие домашние тренажеры описаны в книге "Будь сильным, здоровым!" Да и не только тренажеры - разные приспособления для физических упражнений.
https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_7235%2Fall
Если продолжать тему физкультуры, то можно посоветовать еще книгу С. А. Полиевского и Е. П. Гука "Физкультура и закаливание в семье". Тут тоже дано краткое описание домашнего спорткомплекса и тренажеров, а также подробно рассписано об организации физкультуры для всех членов семьи. Ведь можно тысячу раз сказать ребенку, что нужно делать зарядку, и при этом самому лежать на диване. Какой образ жизни ведут родители, такой копируют и дети.
https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_5946

Мы пошли по пути наименьшего сопротивления и купили готовыйспорткомлекс. В дальнейшем, по мере роста детей, будем его совершенствовать.

Изображение

В фильмах уже много было сказано про игры Никитиных. Все игры описаны в книге "Ступеньки творчества, или развивающие игры" (смотрите на сайте семьи Никитиных)
Все игры изготовлялись семьей Никитиных самостоятельно. Сейчас эти игры можно купить. Поэтому ниже покажу только то, что мы делали сами.

Сложи узор

Изображение

Начали давать ребенку где-то в полтора года. Вначале задания были, естественно, простые: давай сделаем красную дорожку, а теперь синюю, а давай кубики сложим в коробку белой стороной вверх и так далее. Сейчас уже сын складывает первые несложные рисунки.

Уникуб

Изображение

Сначала сделала фото, а потом увидела ошибку. Кубики от одного уникуба, а карточки от другого. Не стала переснимать, извините:) Почему так получилось? Никитины делали игры для всех детей, то есть сколько детей, столько и игр. Чтобы дети могли играть одновременно. А чтобы кубики не путались, их рекомендовалось красить в немного разные цвета. Вот и у нас так: два ребенка, два немного разных уникуба.
Как и сложи узор, эти кубики и карточки делала нам бабушка. Кубики покрашены акрилом, карточки сделаны на картоне и обклеены скочем.
Пока уникуб нам очень рано. Используем иногда просто как строительный материал.


Точечки

Изображение

Карточки распечатаны на цветной бумаге и заламинированы. Все пока не используем, только счет до пяти.


Кирпичики

Изображение

Кирпичики сделал дедушка. На фото только малая их часть, так их целый пакет набирается. Просто пошкуренные деревянные брусочки, ничем не покрытые. Пока для нас это просто строительный материал. Ребенок строит много чего из них и с большим удовольствием. Дети постарше работают с чертежами, разработанными Борисом Павловичем. Потрясающе готовит детей к пониманию черчения, хотя сейчас, по не совсем понятным причинам, черчение из школ убрали.


Сложи квадрат

Изображение
 схемы квадратов
Изображение
Такие игры продаются готовые, но мне не понравилось то, что там цвета квадратов повторяются. У Никитина все 24 квадрата были разных цветов. Поэтому я сама смешивала краски, красила картон, разрезала и кусочки квадратов обклеивала скотчем, чтобы служили дольше.


Еще несколько слов про развивающую обстановку дома.
В фильме дети Никитиных пишут мелом на доске. Борис Павлович сделал эту доску из обычного куска линолеума. Мы почему-то подходящий линолеум не нашли, пришлось покупать школьную доску (стеклянная, зеленого цвета, по ней хорошо пишет мел). Взяли сразу большую, да и то, мне кажется, что её будет маловато.
Повесили дома карты. Желательно, конечно, их развешивать на уровне ребенка. Ребенок и играет, и запоминает сразу многие названия.
Плюс дома практически везде, где можно прилепить, развешаны плакаты. На любые темы. Они периодически меняются, чтобы не надоесть ребенку.

Изображение

Про Никитиных можно говорить еще очень много. Мы еще очень многого не успели сделать из того, что хотелось бы: и весовые мешочки, и термометр, и узелки... По мере изготовления буду добавлять фото в этот пост.
Прочитайте сами книги Никитиных и возьмите для своих детей всё самое лучшее, что вам понравится :)

В следующий раз напишу про то, что взяли из методики Монтессори :flow:
Последний раз редактировалось Mellizos 09 янв 2019, 14:54, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Alias
Сообщения: 8414
Зарегистрирован: 27 авг 2011, 12:20

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Alias » 26 ноя 2018, 15:01

Интересно, почитаю :flow:
 
Изображение

Аватара пользователя
просто феня
Сообщения: 33913
Зарегистрирован: 12 сен 2011, 16:46

Воспитание и развитие в семье

Сообщение просто феня » 26 ноя 2018, 16:49

Mellizos писал(а):
26 ноя 2018, 14:55
Про Никитиных можно говорить еще очень много
про Никитиных уже давно выяснили, что не все там было так гладко и красиво. А большая часть информации так вообще мифом
Замрите, ангелы, смотрите, я играю
Нас невозможно сбить с пути! Нам пофигу куда идти!

Бармалейкин
Сообщения: 1332
Зарегистрирован: 17 май 2009, 16:26

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Бармалейкин » 26 ноя 2018, 17:48

просто феня,
А что там было с Никитиными?

Аватара пользователя
просто феня
Сообщения: 33913
Зарегистрирован: 12 сен 2011, 16:46

Воспитание и развитие в семье

Сообщение просто феня » 26 ноя 2018, 18:10

Бармалейкин,
а по итогу все заняты не тем, чем хотели, счастливых нет, все им что-то мешало, от школы до работы, только у двух сестер по четверо детей, у остальных по одному, двум. Ну и чет счастливые, гармоничные люди так не говорят о семье, как в цитате
Так завершился "семейный эксперимент". Из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные подростки. Все ждали от Никитиных чудесных превращений. Но реальная жизнь, не похожая на их замкнутый мирок, свела на нет благие начинания семьи.

Одна из Никитиных - Юля - поставила точку в нашем разговоре: "Наша семья, простите за грубое слово, на самом деле - выродочная..."
Замрите, ангелы, смотрите, я играю
Нас невозможно сбить с пути! Нам пофигу куда идти!

Бармалейкин
Сообщения: 1332
Зарегистрирован: 17 май 2009, 16:26

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Бармалейкин » 26 ноя 2018, 21:49

просто феня,
Да уж , реальность она такая - сводит на "нет" подобные эксперименты. Честно говоря, мне страшно над своими детьми такие штуки проворачивать , начинаю думать , что результат и последствия не порадуют.
Вопрос у меня к автору темы :
Если Ваши дети не будут посещать сад , как они будут учиться общаться с другими детьми? Есть ли у Вас по этому моменту планы?

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 26 ноя 2018, 22:34

Про Никитиных - да, согласна, не все однозначно. Очень много про них негативной информации. На их сайте есть про жизнь каждого из их детей. Из негативного, что меня удивило, что почти все они не были в восторге от того, что перескакивали в школе через классы, было трудно.
Да, их семья необычная. Одно то, что они были у всех на виду, не могло не отразиться на психике детей. Кто-то из них потом сказал, что они жили, как в аквариуме. Родителям потом пришлось повесить объявление на берёзе у дома "Приходите в последнее воскресенье месяца" (или примерно так, могу ошибиться в дословности). Публичность еще ни одной семье не шла на пользу.
Я не собираюсь делать так же со своей семьей. У нас с мужем негласное правило, не выкладывать фото своих детей в интернет. Поэтому ни здесь, ни в контакте я никогда не выложу их фото, только то, во что мы играем.
И еще раз подчеркну, я не призываю слепо брать все из методики Никитиных, как и любой другой. Только то, что лично вам подходит и близко

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 26 ноя 2018, 22:38

Бармалейкин,
Отвечаю на вопрос про социализацию. Да, у меня есть планы. Я бы хотела сына в три года отдать в Академию дошкольников во Дворце творчества на Вершинина, это специально для детей не посещающих сад. Там идет не только обучение, но и свободная игра детей.
А вообще мое мнение такое, что сад - это не единственное место, где ребенок может социализироваться

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 26 ноя 2018, 23:21

1.2 Методика Монтессори

Как уже говорила выше, из игр Монтессори беру только то, что мне нравится. Мне не совсем нравится методика выполнения заданий: роль взрослого минимальная, один раз показал, дальше ребенок играет сам. Пособия сделаны так, что ребенок может сам себя контролировать, правильно ли он выполнил.
Пусть меня закидают помидорами профессиональные Монтессори-педагоги, но я не всегда так делаю. В некоторые игры можем играть совсем не так, как описано в книге. Я, конечно, не выполняю сама за ребенка задание. Этот принцип справедлив также и для игр Никитиных. Если что-то не получается, то упрощаю задание или убираю до следующего раза.
Можно методику прочитать в книгах самой Монтессори, но мне больше понравилась книга Е. Хилтунен "Воспитание чувств. Упражнения для маленьких детей в сенсомоторике"
https://yadi.sk/i/RlaKOBY9g7zChA

Ниже покажу некоторые игры из этой книги, которые можно изготовить самим.

Красные штанги

Изображение

Очень простой в изготовлении материал. Купили четыре бруска сечением два с половиной см в Строймастере рядом с Буфф-садом, распилили на нужные отрезки и покрасили акриловой краской.
Пока по назначению ребенок не играет, маленький еще, используем просто как строительный материал для заборчиков.


Цветные таблички

Изображение

Изображение

Изображение

Эти таблички рисовала сама, смешивая краски. Для долговечности обклеила скотчем.
Всего три коробки с карточками ( у меня конверты). В первом - три пары, основные цвета. Во втором - 11 пар. В третьем - девять разных цветов, идет их градация от светлого к темному.
Сейчас мы с третьим конвертом еще не играем, только с первым и вторым. Находим пары, называем цвета, строим цветные дорожки.


Сенсорные мешочки

Изображение

Мешочки наполнены разными природными материалами. У нас: арбузные косточки, чечевица, фасоль, рис, пшено, кедровые орехи, косточки от хурмы, косточки финика, гречка, вишневые косточки. Нужно на ощупь найти мешочки с одинаковым содержимым.


Коробка с двумя дырками

Изображение

Изображение

Уже когда её сделала, подумала, что и одной дырки вполне хватило бы, ну да ладно. Внутрь засыпаем какие-нибудь природные материалы, например, шишки, орехи, ракушки. Сажу рядом игрушку белочки и прошу ребенка достать для неё грецкие орехи (нечищенные). Ребенок достает их на ощупь, не заглядывая внутрь.


Сортировка орехов

Изображение

Здесь все понятно из названия. Сортируем нечищенные орехи: грецкие, фундук, миндаль, фисташки и кедровые. В книге еще добавлен арахис, но я его не хочу смешивать с орехами, чтобы ребенок не запомнил неправильно, что арахис - это орех. Да-да, арахис не является орехом, это растение из семейства бобовых, для меня это не так давно открытием стало :oops:
Вообще в методике Монтессори очень много сортировок, можно сортировать крупы, ракушки, камешки. Просто так ребенку сортировать, обычно, не очень интересно, придумывайте какую-нибудь игру.


Фигурки из картона

Изображение

С помощью фигурной линейки вырезали из цветного картона геометрические фигурки и дали ребенку. Можно складывать домики, человечков и всё, что только придумает фантазия ребенка


Далее разные игры уже не из книги, а найденные на просторах интернета. Созданы либо самой Монтессори, либо ее последователями.

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Корзина с сокровищами

Изображение

Корзину наполняем разными обычными и необычными вещами (кусочки ткани, ракушки, деревянные музыкальные инструменты, шарики из ротанга и т.д.) и даем ребенку для исследования. Содержимое корзины периодически обновляем.


Мяч Такане

Изображение

Такой мяч сшить довольно просто, немного муторно, но, как мне кажется, результат того стоит. Мяч очень прятный на ощупь, а маленьким ручкам его схватить гораздо проще, чем обычный мяч.
Инструкцию как сшить брала здесь
https://vk.com/mchildren?w=wall-84777727_16182


ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСТАРШЕ

Шершавый алфавит


На картон наклеены буквы из бархатной бумаги. Ребенок пальчиком проводит по букве так, как она пишется. Для детей постарше отгадать с закрытыми глазами букву наощупь.
Изображение

Квадраты из ткани

Изображение

Попарные квадраты из разных тканей, нужно найти пару. Можно, конечно, не только квадратами ткань нарезать, просто мне так удобнее было. И игры с тканью можно разные придумывать: прятать что-то плоское под ними, использовать как одеяло для кукол и т.д.

Как и про Никитиных, про методику Монтессори можно писать и говорить очень много. Потом, по мере изготовления новых игр, буду добавлять еще фото.
В интернете очень много видео по Монтессори, по созданию соответствующей обстановки. Слепо копировать, конечно, не нужно, берите только то, что подходит именно вам :)
Последний раз редактировалось Mellizos 14 фев 2019, 21:26, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 26 ноя 2018, 23:57

1.3. СОВЕТСКИЕ КНИЖКИ

Несмотря на то, что это моя самая любимая тема, собрать все в одну кучу оказалось очень сложно, так как информации очень много.
В этом посте я расскажу о некоторых советских книжках и дам на них ссылки. Здесь не будет книг про развитие речи и изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), потому что на эти темы книг много и не хочется их смешивать в одну кучу. Про развитие речи и ИЗО напишу чуть позже. Также сделаю отдельный пост про обучение математике.

Книги взяты из группы советские учебники
https://vk.com/sovuche
В группе очень много книг, я рассмотрю, естественно, только часть. Благодаря стараниям руководителя группы и энтузиастов со всей страны периодически появляются новые сканы. Книг по воспитанию было написано, действительно, очень много.

Е.И. Золотова. Знакомим дошкольников с миром животных.

Изображение

https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_2392

Сейчас дошкольников знакомят с миром животных только по картинкам, по-моему, в детских садах уже нет живых уголков. В книге даны основные сведения о животных, рассказано, как наблюдать за животными, как анализировать строение тела животного. Стыдно признаться, но многих фактов о животных я не знала. Рассказано, как организовать живой уголок, террариум и инсектарий. Описаны занятия для детей начиная с младшей группы.
В книге есть приложение, где собраны рассказы о животных для чтения детям.


Т.А. Чистякова, Е.М. Чернушенко, Г.И. Солина. Обучение иностранным языкам в детских садах.

Изображение

https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_6526

В книге описано обучение сразу трем языкам: французский, английский, немецкий. В начале описана методика, потом дан весь материал (лексика, стихи, песни, игры) по языкам. Обучение иностранным языкам предполагалось с пяти лет (не раньше), старшая и подготовительная группа. Так как дети еще не умеют читать, то все обучение идет устно, в итоге после двух лет у ребенка должен сформироваться словарный запас примерно в 500 слов и он должен научиться вести беседы на несложные бытовые темы. Минусом этой книги является то, что она без картинок. Все картинки воспитатель должен подготовить сам. И если предметные картинки (стол, кукла, яблоко, собака...) еще можно сделать самим, то вот сюжетные очень сложно подобрать под уже готовый рассказ. Мне эта книга полезна как план, то есть в ней перечислено все, чему нужно научить ребенка за два года.
Конечно, язык не стоит на месте, и с тех пор, как была написана книга, язык немного изменился. Прежде чем учить по этой книге ребенка (да как и по любой советской книге по иностранным языкам), некоторые места нужно будет исправить. Но таких исправлений не очень много: в будущем времени вместо shall ставим will. Вместо she has a cat говорим she's got a cat. Может еще что упустила, потом еще раз внимательно перечитаю. Ах да, и еще никогда не учите с ребенком стихи про pussy cat, теперь это звучит очень неприлично :oops:
Я согласна с мнением, что не стоит рано начинать учить иностранный язык. Как писал К. Ушинский, иностранный язык можно начинать учить только тогда, когда родной язык пустит в ребенке глубокие корни.
Вначале нужна именно устная речь. Многие современные учебники грешат тем, что начинают обучение языку с алфавита. Ведь и на русском языке такая же последовательность: сначала учимся понимать речь, потом говорить, потом уже только читать и писать.

Play and learn English

Изображение

https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_15597

А вот это уже учебник с красивыми картинками для детей. Под картинками дан текст на английском для учителя, так как цель научить детей читать не ставится. Очень большой охват тем, соответствующий тому, что изучается теперь в начальной школе. В конце книги даны методические рекомендации (на английском) для учителя.
Своих детей я планирую учить английскому с пяти лет, поэтому пока здесь не буду рассписывать про обучение языку дошкольников. Когда будем учиться, тогда расспишу подробно, что мы будем использовать:)

Т.Д. Рихтерман. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Изображение

https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_12114

Мне очень понравилась эта книга. Работая в школе, сталкивалась с тем, что очень многие дети имеют слабое понятие о времени, не умеют определять время по часам со стрелками. В общем, с детьми нужно заниматься и целенаправленно этому учить:)
В книге говорится не только о часах, но и о времени вообще: понятие о сутках, о временах года, о календаре.

Е.И. Шимбирева. Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей.

Изображение

https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_14634

Немного наивная бля наших дней книга, но добрая и светлая. Хорошо дает почувствовать атмосферу советского воспитания. Вроде бы и прописные истины в ней даны, но насколько бы изменился мир, если бы для всех они стали нормой.


Спортивные игры и развлечения

Изображение

https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_1981

Книжка маленькая, но в ней собран бесценный опыт воспитателей одного московского детсада по физическому развитию детей. Ими было столько организованно: обучение катанию на лыжах, коньках, роликах, велосипеде, самокате; различные игры с мячом; настольные игры. Думаю, сейчас такого не увидеть ни в одном саду, даже частном. В основном описаны занятия для детей от пяти лет, но многое можно делать и с малышами. Конечно, не все из описанного можно применить вне рамок детского сада (например, коллективные игры), но и для одного-двух детей можно найти занятия.

Малыши играют в шахматы

Изображение

https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_13265

В книге рассказано о том, как научить детей играть в шахматы. Все в игровой форме, в книге для чтения детям приводится история про брата и сестру, которые попали в страну шахмат. Есть также методические рекомендации для воспитателя.
Приведу отрывок из введения, в котором описана методика обучения шахматам дома.
 про домашнее обучение шахматам
«Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры.
Обучать детей шахматам дома несколько сложнее, так как большое значение имеет и сама атмосфера детского коллектива. Но если не жалеть времени, каждый родитель может научить своего ребенка играть в шахматы.
Вот примерная программа домашнего обучения. Будем считать, что вашему ребенку пять лет, вы сами любите и умеете играть в шахматы и вас дома даже есть одна-две шахматные книги. С чего начать? Наверное, вы уже догадались – с игры. Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Попробуйте начать играть, например, в «ладью». Расскажите о ней сказку, покажите на шахматной доске, где ее «домик», нарядите ее, начните за ней охотиться – и ваш ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового изучения шахмат «по частям» велик. Известны случаи, когда подобным образом шахматными правилами овладевали трехлетние дети. Сказки, истории родители могут придумать сами, здесь не нужны литературные шедевры. Не очень складный, но зато яркий образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя, даст гораздо больше, чем сухое объяснение «официальных» правил. Не вызывает сомнений, что родители в состоянии придумать для ребенка какие-то «околошахматные» игры типа лото, пряток, смогут сделать вместе с ним, простейшие, но занятные рисунки. Главное, чтобы все эти домашние игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.
Постепенно малыш заинтересуется шахматами, и в домашнем обучении наступит новый этап – от азов к основам теории.

Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет

Изображение

https://m.vk.com/wall-94378522_13223

Описаны упражнения для физкультурных занятий. Конечно, дома можно часть только из них сделать, так как не всегда есть необходимое оборудование (та же гимнастическая скамейка), да и места много надо. Но всё-таки часть упражнений можно сделать и дома или на улице во время прогулки.
 примеры упражнений
Изображение

Изображение

Как уже говорила, советских книг очень много. По мере прочтения буду добавлять сюда новые.
Следующий пост хочу сделать о мелкой моторике. Спасибо за прочтение :flow: Буду рада, если что-то пригодится Вам в воспитании и развитии детей :)

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 30 ноя 2018, 23:03

2. Мелкая моторика

Про мелкую моторику написано очень много. На этом форуме есть очень хорошая тема про развивающие игрушки своими руками, много идей можно взять оттуда:
viewtopic.php?t=712

Все представленные ниже идеи были найдены на просторах интернета, некоторые были немного изменены. Большое спасибо тем людям, кто все это придумал :flow:
Любое занятие по мелкой моторике нужно делать, не спуская глаз с ребенка. Ни на секунду, ибо всё тянется в рот. Ту же мозаику я начала давать в год и три, сын тогда уже ничего в рот не тянул, но все равно следить нужно.

Массаж пальчиков
С самого рождения нужно массировать пальчики ребенка, об этом скажет каждый педиатр на приеме. Я обычно массировала, пока кормила грудью. Различные народные потешки (типа сороки-белобоки) тоже можно подключать к этому процессу.

Су-джок

Изображение

Шарики су-джок продаются, наверно, в каждой аптеке и стоят совсем недорого (до ста рублей). Мы их катаем по ладошкам, а пружинками, которые внутри, массируем пальчики.
Катать шарик можно под такое стихотворение:
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож
На спине иголки
Очень, очень колкие.
Хоть и ростом ёжик мал,
Нам колючки показал.
А колючки тоже
На ежа похожи.


Хорошо использовать колечки-пружинки для разучивания названий пальцев. При чтении стихотворения колечко надевается на соответствующий пальчик:
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.


Копилки
Очень много разных копилок можно сделать из подручных материалов.
Покорми хрюшку
Изображение

Вместо рта прорезь. Кормим фасолью, макаронами.

Изображение

Эта копилка сразу и для монеток, и для мелких пуговичек.

Изображение

Изображение

Изображение

Для этих копилок взяла банку из-под Нана, обклеила. Потом меняла ей крышки. Одна крышка с маленькой дырочкой - для палочек. Это обрезанные деревянные шпажки. Другая, побольше - для помпонов и для бус.

Игры с прищепками
С прищепками тоже очень много игр есть. Начиная от того, чтобы просто дать ребенку коробку с прищепками, и он их будет сам везде прищеплять, до самодельных, сделанных из плотного картона.

Изображение

Изображение

Игра "Кто что ест"
Изображение

Изображение
 файлы с картинками к игре
Изображение

Изображение

Подушка с пуговицами
Изображение

Это, кажется, из Монтессори, не помню уже где идею взяла. Подобрать фигуры по цвету к пуговичкам.

Игры, сделанные папой :love:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вообще, в папином шкафу очень много чего полезного для мелкой моторики:) Когда сыну было год и три, у нас был ремонт. Ему дали отвертку, и он в черновой пол с огромным удовольствием засовывал отвертку во все дырочки. Потом ему дали шурупчики, и он их стал закручивать. Занимало очень надолго. Когда пол был сделан и уже было жалко закручивать в него шурупы, дали сыну ненужную доску. Папа сделал в ней много дырочек шуруповертом, а сын еще много дней подряд закручивал шурупы:)


Ножницы

Ножницы тоже отлично развивают мелкую моторику. Сначала купила для сына детские ножницы, но они тупые и плохо режут. Поэтому дала обычные, только не очень большие. Сам еще плохо режет, ему надо помочь в начале пальцы правильно в колечки ножниц вставить. Легче всего резать небольшие полоски бумаги, чтобы кусочек можно было отрезать за один раз. Для разнообразия можно делать прическу такому человечку:
Изображение

Пазлы

Изображение

Изображение

Для самых простых пазлов подойдут ненужные открытки. Так как дети еще маленькие, у меня открытки разрезаны на 2-3 части.


Ниже еще несколько идей для развития мелкой моторики:
:) Крышечки
У нас их уже огромный пакет, с ними можно очень много чего делать: выкладывать дорожки, сортировать по цвету, вылавливать шумовкой из тазика с водой и т.д. Также можно собрать в отдельный пакет пустые баночки (от крема, шампуня), отвинтить крышечки, перемешать и предложить ребенку подобрать их к баночкам.

:) Мозаика
На ней, конечно, написано, что с трех лет, но мы давале раньше (под контролем, разумеется). Мозаики разные - и шестиугольники, и грибочки. Занимает тоже надолго.

:) Выжимание воды из губки
Даны два тазика, один наполнен водой. Нужно с помощью губки перенести воду из одного тазика в другой, выжимая её. В это мы играли на улице на даче, так как всё вокруг было в воде.

:) Игры с крупой
Таких игр тоже очень много. Её можно сортировать, насыпать через воронку в бутылку. Еще играли в поиск сокровищ - в большой чашке с рисом (или другой крупой) надо было найти маленькую игрушку. С крупой тоже стараюсь играть на улице на даче, так всё вокруг рассыпается.

:) Счетные палочки
Из них выкладываем заборчики, домики, ёлочки и т.д. Да и простое собирание палочек в коробку уже хорошее упражнение.

:) Наматывание ниток.
Их можно наматывать хоть на что Я вырезала из плотного картона (от коробки) разные фигурки, например, рыбку, и ребенок ее обматывал нитками.

Кариб
Сообщения: 303
Зарегистрирован: 14 сен 2012, 12:46

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Кариб » 01 дек 2018, 00:53

Исходя из жизненного опыта... более развитые и счастливые люди - это те, у родителей которых не хватало времени заниматься активным и ранним развитием ребенка.


Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 01 дек 2018, 14:48

Кариб, вполне возможно, не буду спорить.
На мой взгляд, с ребенком всё-таки лучше заниматься, чем не заниматься совсем. У нас дома нет телевизора и планшет с компьютером мы детям не даем. Поэтому и приходится заниматься с ребенком :roll:

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 08 дек 2018, 00:03

3. Развитие речи

Развитие речи начинается с самого рождения, и способ самый простой - разговаривать с ребенком. Даже тогда, когда он только вчера родился, а еще лучше - пока сидит в животе. Всегда возникает трудность - о чем же с ним можно говорить. Я просто все подряд комментировала: вот какая у нас распашонка белая, а вот какая у нас погремушка красная и т.д. Все действия: давай личико умоем, давай покушаем и т.д. Песенки пела детские. Еще просто пела гласные: А-А-А, О-О-О, У-У-У и т.д. Ребенок смотрит, как у взрослого при этих звуках открывается рот.
Когда ребенок стал побольше, где-то с полугода, мне очень в этом помогала кукла, которая на руку надевается, из кукольного театра. Она как-будто разговаривала с ребенком. И ребенок пытался как-то ей отвечать:)

Книги по развитию речи

Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье

Изображение

Мне очень нравится эта книга. Написана простым и понятным языком специально для родителей. По совету автора, занятия по развитию речи нужно проводить 2-3 раза в неделю, а при задержке речевого развития - ежедневно. Это кажется сложным только на первый взгляд. Занятия простые и не требуют какой-то особой подготовки со стороны родителей.
На мой взгляд, заниматься развитием речи с ребенком стоит, даже если он ходит в детский сад. Лишним точно не будет :) Каждая глава посвящена отдельному году жизни ребенка и описано, чем с ним можно заниматься в этот период. В последней части рассказывается про корректировку отдельных звуков у детей и дано очень много материала для отработки правильной речи.
После прочтения этой книги полюбила чистоговорки (до этого они мне как-то не очень нравились). Это короткие высказывания для отработки определенных звуков. В них может не быть ни какого логического смысла. Например, Я-Я-Я - мы поймали воробья.
Чтобы хоть как-то связать это все в одну кучу, я ребенку на доске прикрепляю карточку с буквой Я, а под ней мелом делаю рисунок - воробья в клетке. На мой взгляд, ребенок так буквы запоминает быстрее, да и просто ему это интереснее, чем если я просто ни с того, ни с сего расскажу ему эту чистоговорку.
Не все чистоговорки, конечно, можно проиллюстрировать. Тогда просто на доске пишу звук или слог, а дальше просто говорю соответствующую чистоговорку.
В интернете нашла только фрагмент этой книги. Это начало книги - от рождения до третьего года жизни. Если у кого-то есть полный электронный вариант, буду благодарна :flow: я эту книгу брала в библиотеке, поэтому у меня нет полного варианта
https://yadi.sk/i/BU3SrDO3GpIhSg

Ниже ссылка на вордовский документ, это конспект этой книги. Я писала для себя, поэтому кратко и некоторые моменты не расписывая. По конспекту удобнее заниматься. Если есть свободная минутка, можно быстро посмотреть в него и выбрать что-то подходящее. Вот, собственно говоря, и вся подготовка:)
https://yadi.sk/i/8L76RjBU_ws_XA

Само слово "занятие" только звучит страшно. Я не сажаю ребенка за парту и не стою над ним:) Это всё в процессе игры, на прогулке, за столом, в общем, в любой подходящий момент, потому что времени занимает совсем немного.

М. М. Кольцова. Ребенок учится говорить

Изображение

https://m.vk.com/wall-94378522_2667

Кольцова М.М., доктор медицинских наук,писала в своей книге:"Речь-это не дар свыше. Это результат большого труда родителей,а также труда самого ребенка."
Книга написана не только для педагогов, но и для родителей. Первую часть немного трудно читать неспециалисту, в ней описано физиологическое строение речевого аппарата, но я думаю, все равно полезно. Описано про взаимосвязь мелкой моторики и речи. Отдельная глава про то, если ребенок не начал говорить, и одна глава про расстройства речи - что в речи ребенка должно насторожить.

Книги В. В. Гербовой по развитию речии (для каждой группы детского сада)

Изображение

https://m.vk.com/wall-2756772_121639

Когда сыну исполнилось два года, стала заниматься с ним по книге для первой младшей группы. Брала все задания, кроме описания картинок. Самих картинок почему-то в этих сканах нет, но их можно найти в интернете. Или взять эту книжку в библиотеке.
Почему я не брала картинки? Да, описание картинок - это очень важно для развития речи. Но я за качественные картинки. В современных книгах они, по большей части, являются компьютерной графикой. Бывает, конечно, хорошая качественная компьютерная графика, но здесь как-то грубовато рисунки сделаны:(
Поэтому картинки для развития речи брала другие. Например, из этой книги.

В.В. Гербова. Картинки по развитию речи

Изображение

https://m.vk.com/wall-94378522_3510

Они для старшей группы, поэтому мы для них еще маленькие. Поэтому берем, в основном, первые картинки, а на других просто ищем знакомые предметы, описываем. Плюс сын отвечает на простые вопросы - что нарисовано? Что делают? и т.д.
А так картинками по развитию речи очень хорошо служат иллюстрации из детских книжек. По ним тоже можно строить беседу.

Флерина Е. А. Живое слово в дошкольных учреждениях

Изображение

https://m.vk.com/wall-94378522_14520

Книжка была написана в 1939 году, тогда занятия по развитию речи назывались занятиями по живому слову. В ней хорошо описано, как строить беседу с детьми, как читать художественные произведения. Конечно, многое из книги устарело, например, беседы о коммунистическом воспитании и прослушивание радиопередачи. Но сама основа, как строить занятия по развитию речи, сама их суть, всё это не изменилось.

Ниже по ссылке статья "Игры для расширения словарного запаса ребенка". Как простые, так и посложнее. Мне понравилась оттуда идея, чем занять ребенка в очереди или в транспорте. Причём так, чтобы не дать смартфон. Нарисовать на его пальчиках фломастером или ручкой разные рожицы (улыбающиеся, грустные и так далее). И разыграть между пальчиками диалог.
https://m.vk.com/wall-2756772_173741

Про детские книги
Изображение

Выше уже затрагивала тему детских книг. Для меня очень важны иллюстрации в книге и сам сюжет: необходимо ответить на вопрос, чему учит эта книга?
Ми читаем очень много. Мне повезло, что у нас осталось очень много книг из моего детства. Я думаю, это правильно: воспитывать бережное отношение к книгам, чтобы их можно было передавать из поколения в поколение.
Список того, что можно почитать детям, есть на сайте Научи хорошему. В списке книги сортированы как по возрастам (от совсем маленьких до 14 лет и старше), так и по темам: добро и зло, скупость и щедрость, вежливость и грубость и т.д.
https://whatisgood.ru/press/books/knigi ... vozrastam/

Мне очень нравятся советские детские книжки с прекрасными иллюстрациями (один Сутеев чего только стоит :love: ) и поучительным сюжетом.

http://www.babyroomblog.ru/wp/luchsie-i ... -knig.html
Это ссылка на статью про лучших советских иллюстраторов. Как правильно заметил автор статьи в начале, детскую книгу мы выбираем в первую очередь по иллюстрациям, ведь даже хорошее произведение можно испортить вульгарными иллюстрациями. У меня просмотр этой статьи вызвал самые теплые воспоминания о моих детских книжках:)

Как уже говорила, мне много книг досталось от родителей, плюс мы их ищем по знакомым, по объявлениям. Это странно, но многим людям они не нужны, некоторые их вообще на помойку выкидывают:(
Много советских книг можно найти в группе Снежинкин сундучок (Советские детские книги и учебники СССР). К сожалению, в группе давно не выкладываются новые книги, но и того, что уже выложено, вполне достаточно. Огромное спасибо автору за этот труд!
https://m.vk.com/snezinka11

Для совсем маленьких детей хорошо подойдут книжки, в которых ребенку задается вопрос, и ему на него нужно ответить звукоимитацией - например, сидит кошка и мурлычит. Как она мурлычит?
Пример такой книжки - Е. Шабад, "Лесенка". Смогла найти только в таком виде. Она не переиздается и в библиотеке ее тоже уже нет
https://itexts.net/avtor-elizaveta-yule ... age-1.html


Я не все книги покупаю или распечатываю, очень много книг мы берем из библиотеки (детско-юношеская на Фрунзе).
Также на сайте Научи хорошему есть список мультфильмов по возрастам
https://whatisgood.ru/tv/cartoons/spiso ... vozrastov/

Мы мультфильмы пока детям не показываем. Вместо этого у нас фильмоскоп с детскими диафильмами (тоже привет из детства). Из моего детства он, к сожалению, не остался. Пришлось находить в интернете, как и диафильмы к нему.
Мне фильмоскоп нравится тем, что картинки задерживаются перед глазами ребенка, не мельтешат, как в мультике. Про содержание картинки, сказки, можно поговорить, вернуть предыдущий кадр и т.д. Ну и плюс сами иллюстрации. Нарисованы, по большей части, талантливыми детскими художниками без ярко-кислотных красок, которыми богаты современные мультики.

Потом мы, конечно, будем смотреть мультики. Но мое отношение к ним тоже как к средству развития речи и расширения кругозора ребенка. То есть смотреть вместе с ним и комментировать, что не понятно. Не до 18 лет, конечно:)) я про то, что не стоит включать ребенку мультики постоянно: фоном дома, в очереди в поликлинику, в маршрутке и т.д.

Артикуляционная гимнастика
Про нее можно было бы написать в начале поста, потому что ее значение для развития речи очень большое.

Упражнения на дыхание
Как писал А. И. Максаков: "Большое значение для правильного развития звуковой(произносительной) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко-и голосообразование".

Домик со шторками
Изображение
Нужно попросить ребенка подуть на шторки -"как их ветерок колышет"

Воздушный футбол
Из кубиков и кирпичиков делаются воротики, в них задувается ватный шарик. Можно дуть на шарик через трубочку.

Помимо этого есть много других упражнений. Я зажигала ребенку свечки и просила их задуть. Хотя, что просила, - даже просить не надо было - самому очень нравился этот процесс:) Поэтому свечки можно задувать не только на дни рождения:)
Еще для этих целей есть небольшая вертушка. Это было небольшое украшение в виде леечки с вертушкой, которое вставляется в цветочный горшок (такие, кажется, в Садовом центре продаются). Вертушку мы благополучно отодрали, как только детские пальчики до нее добрались:) Вот и используем для занятия:)
Зимой фигурным дыроколом делаем бумажные снежинки и сдуваем их с ладошки. Можно вместо снежинок просто кусочки бумаги сдувать.

Упражнения для языка
Раз - скорее улыбнись, два - язык опустим вниз,
Три - язык наверх потянем, на четыре - позеваем.
Пять - варенье облизать, шесть - по нёбу постучать.
Семь - лошадка скачет звонко, восемь - гриб на ножке тонкой.
Девять - можно поболтать, десять - можно отдыхать.

 пояснения к стихотворению
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось Mellizos 03 апр 2019, 21:53, всего редактировалось 5 раз.

Аватара пользователя
yev
Сообщения: 2182
Зарегистрирован: 25 мар 2009, 18:21
Откуда: томск

Воспитание и развитие в семье

Сообщение yev » 13 дек 2018, 12:13

И еще раз подчеркну, я не призываю слепо брать все из методики Никитиных, как и любой другой. Только то, что лично вам подходит и близко
поддерживаю. :sharik:

Авгения
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 03 май 2014, 22:56
Откуда: г.Северск

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Авгения » 19 дек 2018, 14:36

:vo:
Молодцы!

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 19 дек 2018, 21:07

Авгения,
Спасибо :oops:

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 24 дек 2018, 15:12

4. Рисование :ris:

В этом посте хочу рассказать о рисовании. Сразу хочу отметить, что здесь буду писать про обучение рисованию примерно до четырех лет, так как после четырех я бы хотела отдать ребенка в изостудию при художественной школе.
Само рисование началось примерно месяцев в 10-11. Я садила ребенка в ванну, перед ним раскладывала лист бумаги (можно и на стену к кафелю прикрепить) и давала гуашь, налитую в крышку от трехлитровой банки. Эту идею взяла у Лены Даниловой. И показывала, как рисовать пальчиком. В ванне мне было удобнее всего, потому что сразу можно было и ребенка отмыть, и все вокруг :)

Потом мы купили большую школьную доску. На ней стали рисовать мелом. Сначала просто каракули, потом сын стал пытаться рисовать круг. Вот и рисовали вместе с ним очень много кругов.
Затем появился небольшой детский мольберт. К нему прикрепляю на магнитах альбомный лист. Иногда для рисования использую ненужные обои с обратной стороны, так как рисуем очень много.

Цветные карандаши пока не очень активно используем. Рисуем восковыми мелками; они оставляют яркий цвет, и на них не нужно давить так сильно, как на карандаши. Но их минус в том, что они очень быстро ломаются. Также можно использовать масляную пастель.
Как карандаши, так и мелки и кисточки, лучше сразу учиться держать правильно, чем потом тратить время на переучивание.
Наряду с рисованием карандашами, часто рисуем красками. Кисти лучше сразу давать хорошие (не профессиональные, конечно, с длинными ручками), из которых не будут вылазить волоски и оставаться по всему рисунку.
В качестве банки для воды использую обычную поллитровую стеклянную банку. С детьми, конечно, хорошо использовать банки-непроливайки, но мне показалось неудобным, что они маленькие, и воду в них приходилось очень часто менять. Поэтому сыну приходится сразу учиться рисовать аккуратно, не размахивая руками, чтобы поллитра воды не оказались на полу:)
И про сами краски. Из красок берем гуашь. Лучше всего сразу давать ребенку хорошую гуашь, на которой написано художественная. Можно сразу купить набор гуаши, а потом просто докупать отдельно бвночки тех цветов, которые закончились. Обычно это белила, а также основные цвета -красный, синий и желтый. Их лучше сразу брать в больших баночках.
Про гуашь и ее свойства, хранение и допинструменты можно прочитать в этой статье.
http://izotika.ru/instrumenty-dlya-guashi/

Техника акварельной живописи гораздо сложнее, поэтому акварелью мы пока не так активно пользуемся. Я смачиваю водой лист бумаги для акварели, раскладываю его на полу, предварительно застелив пленкой, и мы по сырому рисуем краской разводы. Цвета очень красиво перетекают друг в друга, что и является основным достоинством акварели. Потом такие рисунки можно использовать для дальнейших занятий.
Например, здесь мы на акварельный фон наклеили шарики и дорисовали маркером к ним веревочки.
Изображение

Вообще, как мне кажется, на первоначальных этапах обучения рисования, очень важно показывать ребенку и учить его правильно обращаться с материалами. То есть правильно держать карандаш и кисть. Промывать кисть в воде, набирать на кисть краску из баночки и проводить кистью о край баночки, чтобы снять лишнюю краску. Промывать кисть в воде и вытирать о тряпочку, если нужно взять другой цвет. Не оставлять кисть в банке с водой, чтобы не испортить ее. В начале лучше все эти действия проговаривать с ребенком, тогда он лучше запомнит.
Что касается нетрадиционных техник рисования, то их очень много и их легко можно найти в интернете. Я считаю, что их не должно быть очень много, и лучше обучать ребенка классическому рисованию, а нетрадиционные техники использовать иногда для поддержания интереса к процессу рисования.
И о хранении рисунков. Мы сохраняем некоторые рисунки сына, все, конечно, нет возможности, да оно и ни к чему. На рисунке снизу ставлю дату и имя маленького художника. Рисунки храню в мультифорах в папке-скоросшивателе.

Что рисовать :artist:
:) Линии
Как горизонтальные, так и вертикальные. Это могут быть дорожки, ленточки у шариков, веревочки, перекладины у лестницы и т.д.

:) Кружочки
Это могут быть мячики, печеньки, бублики, сушки, шарики на елку и т.д.

:) Очень простые рисунки
Нарисовать тучку, ребенок дорисовывает дождик из нее. Можно рисовать травку и мазками ярких цветов делать цветы среди травы. Можно нарисовать трубу, а ребенок дорисует дым из нее и т.д.

:) Раскрашивание
Примерно в два и три сын начал раскрашивать нарисованные мной простые рисунки. Я на альбомном листе рисую маркером простой рисунок (например, домик и рядом дерево), а он красками раскрашивает. Также я рисовала человечков, а он им раскрашивал штанишки и футболки. Раскрашивали грузовики, машинки, пирамидки и т.д.

Для того, чтобы ребенок учился рисовать, а не срисовывать, не нужно ему каждый раз показывать, как рисовать. То есть, например, если он уже умеет рисовать округлую форму, не нужно ему показывать, как рисовать яблоки на дереве или мячики в коробке. Если он уже раньше видел, как рисуется круг и умеет это делать, пусть рисует сам.

Ребенка нужно учить обследовать предмет. У Комаровой Т.С. описано три стадии обследования предмета: изучение предмета в целом (форма, цвет), изучение отдельных частей, из которых состоит предмет и последняя стадия - опять изучение всего предмета, чтобы создать целостное представление о нем.
По возможности, мы стараемся внимательно изучать окружающие предметы. Например, то же яблоко. Если ребенок не умирает от голода, то прежде чем его съесть, его можно внимательно рассмотреть, какого оно цвета, а везде ли цвет одинаков, какой оно формы, повертеть в руках, понюхать:) Потом ребенку будет легче самому замечать особенности изображаемых предметов.

Наглядно посмотреть, что рисовать с маленькими детьми, можно в этом коротком видео. В названии говорится, что рисование с детьми от двух лет, но мне кажется, можно начинать и раньше такие простые вещи рисовать



Еще видео про рисование с маленькими детьми, примерно от год и десять и старше.


Нам особенно нравилось рисовать "медуз" - отпечатки ладошек. Делали их несколько раз, да и сейчас иногда делаем. Что касается остальных занятий, то мы рисовали не совсем так, как в видео. То, что предлагается рисовать пальчиками, рисовали кисточкой, то есть брали саму идею, а не технику.

Очень много идей было взято из книги Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». Практически все задания, которые предложены в книге, мы сделали
Изображение
https://yadi.sk/i/RycOG2Fu3qSW5Q

Еще про разные уроки рисования, а также лепки и аппликации можно прочитать в книге Т.Н. Дороновой и С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре»
Изображение
https://yadi.sk/i/P-CZ5vN7wGiCHw

Книга написана для воспитателей и предназначена для работы в разновозрастной группе. Но если вы занимаетесь дома, просто берете для себя то, что подойдет для вашего ребенка. Мне было интересно прочитать про работу в разновозрастной группе, так как мои дети растут, разница в возрасте у них год и девять, и потом они будут заниматься вместе, что собственно говоря, и можно назвать разновозрастной мини-группой :) Самое основное, что я взяла из этой книги – это обыгрывание сюжета для рисования. Без такой игры заниматься было бы скучно. Там на протяжении всей книги в гости к ребятам приходят зайчата и просят им помочь в самых разных ситуациях.

Раз уж речь пошла про книги, то продолжу список еще понравившимися книгами :)
По обучению рисованию мне больше всего понравились книги Комаровой Т.С. Написаны довольно простым языком и в них, в основном, дается теория – как учить детей рисовать.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования
Изображение
https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_12759

Небольшие цитаты из этой книги
 Правила рисования карандашом
Правила рисования карандашом:
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.
 Правила рисования краской
Правила рисования краской
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию
Изображение
https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_11815
Это учебник, в котором собрано все про обучение рисованию, лепке, аппликации и конструированию и расписано все по группам, что в каком возрасте делать, и чему ребенок должен научиться.

Сказки и стихи о рисовании :read:

В. Сутеев. Две сказки
Изображение
https://m.vk.com/wall-124795682_1538

Рисунки Владимира Григорьевича Сутеева невозможно не любить :love: . Он был не только художником, но и писателем. В этих двух маленьких сказках он показывает малышам этапы создания рисункам, естественно, без теории, а всё через сказку.

Сутеев В.Г. Капризная кошка
Изображение
https://yadi.sk/i/LLiZtnIiiIp4dw
Еще одна маленькая сказка, в которой постепенно создается рисунок в процессе рассказывания.

Правдина А. Малыши и карандаши
Изображение
https://m.vk.com/wall-94378522_13756
Короткие стихи и рисунки к ним. Рисунки очень простые. Можно самому взрослому рассказывать стихотворение и одновременно рисовать.

Стихотвооение Е. Журавлевой.
Можно рассказывать и параллельно рисовать перед ребенком

Карандашики в коробке
Просят лист из толстой стопки.
Мир хотят нарисовать,
Как сумели увидать.
Вот зеленый - будет травка,
Желтым - солнце, синим - лавка.
Красным - шарик, черным - кот,
Серым - в небе самолет.


В следующем посте выложу игры на цветовосприятие, которые мы делали сами
Последний раз редактировалось Mellizos 13 янв 2019, 17:01, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 29 дек 2018, 14:43

5. Игры на цветовосприятие

1. Шарики и ленточки
Изображение

Изображение

На белый картон приклеены семь узких полосок, это "ленточки". Ребенку нужно подобрать к каждой ленточке подходящий по цвету кружок - "шарик".

2. Цветовой круг Иттена
Изображение

Распечатала два цветовых круга. Один заламинировала, один разрезала на части. Ребенку нужно на целый круг наложить соответствующие части. В более старшем возрасте можно предложить собрать круг из частей самостоятельно, без образца.

Идеи для следующих игр нашла в интернете на страничке Елены Сергеенко. https://stranamasterov.ru/node/265572
Мне эти игры очень нравятся. Пока сделала только часть самых простых игр, потом по мере роста детей и наличия у меня сил и времени сделаю еще часть игр.

3. Подбери цвет к предмету
Изображение

Игра для совсем маленьких, 2-3 года. Подобрать пары - предмет и цвет, которым он нарисован. Все карточки обклеила скотчем для долговечности.

4. Теплые и холодные цвета
Изображение

Изображение

Предложить ребенку разделить цветные кружочки на теплые и холодные.
Кружочки вырезала из белого картона и покрывала гуашью. Чтобы она не мазалась, сверху распылила лак для волос.

5. Холодный и теплый букеты
Изображение

Изображение
Разделить цветочки на две части, одни теплого цвета, другие холодного. Один букет будет для Снегурочки, другой - для Солнышка.

5. Два букета - холодный и теплый
Изображение

Изображение

6. Оттенки цветов
Изображение

Сложить из кружочков гусениц по цветам, кружочки расположить от самого светлого до самого темного.

7. Палитра
Изображение

Изображение

Подобрать к каждому кругу соответствующую палитру цветов
Последний раз редактировалось Mellizos 19 апр 2019, 14:09, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Melitta
Сообщения: 9024
Зарегистрирован: 27 фев 2008, 15:16

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Melitta » 29 дек 2018, 16:22

Mellizos, посмотрите вконтакте группу «обучение живописи с двух лет» (не знаю как с телефона ссылку корректно вставить). Очень интересная методика, все подробно, вам понравится.

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 29 дек 2018, 20:56

Melitta, хорошо, спасибо большое, сейчас посмотрю :flow:

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 03 янв 2019, 14:47

https://vk.com/nvm_izo
Это ссылка на группу "Обучение живописи с двух лет", про которую выше говорила Melitta, еще раз спасибо за совет :sharik:
Эта методика, действительно, очень понравилась. Ориентировано специально для родителей, занимающихся дома с детьми самостоятельно. Занимались несколько раз, ребенку очень понравилось смешивать цвета. Пока, правда, подходящую палитру не купили.
И методичка, которая предлагается в группе бесплатно для скачивания, простая и понятная. В общем, группа очень вдохновляет на занятия живописью :artist:

Аватара пользователя
Mellizos
Сообщения: 255
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 18:01
Откуда: Томск
Профиль Vkontakte: https://m.vk.com/mellizos

Воспитание и развитие в семье

Сообщение Mellizos » 05 янв 2019, 14:27

6. Аппликация

Для аппликаций используем цветную бумагу из наборов, но чаще цветные листы для принтера. У них и оттенки красивее, и окраска равномернее.
Так же, как и в рисовании, на мой взгляд маленького ребенка нужно сразу учить правильно обращаться с материалами и инструментами. Положить на клеенку или лист бумаги деталь аппликации нецветной стороной вверх, аккуратно намазать клеем, приложить деталь к фону на определенное место, не смещая, прижать сверху салфеткой, чтобы убрать излишки клея. Важно учить ребенка убирать свое рабочее место после занятия, промывать кисть от клея.

Книги по аппликации

По аппликации мне больше всего понравилась глава из книги Комаровой Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»
Изображение

Я на нее уже давала ссылку в теме про рисование, напишу еще раз
https://vk.com/sovuche?w=wall-94378522_11815

В книге глава про аппликацию совсем небольшая, но очень содержательная. Только прочитав ее, я наконец-то поняла, что такое аппликация, зачем она нужна и чему требуется научить детей. Это действительно творческий процесс, способствующий развитию цветовосприятия, а также умению находить правильные композиционные решения.
Основной задачей занятий аппликацией является самостоятельное творчество ребенка, в том числе в выборе способов достижения намеченной цели – что вырезать, каким образом, из бумаги какого цвета и как это все правильно разместить на листе, чтобы смотрелось красиво и гармонично.
 Отрывки из книги Т.С. Комаровой + примеры работ
Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклееных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.
Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для сюжетной и декоративной аппликации, но и для рисования.

3-4 года
Все фигуры или их части дети получают в готовом виде. Ножницы не даются.
(Здесь сделаю небольшое отступление от книги. Мы дали ножницы рано, уже не помню точно во сколько. Детские ножницы не понравились, и резали обычными, только небольшими. Сын примерно с двух с половиной правильно держит ножницы и вырезает сам).
На занятиях аппликацией учат детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Можно также использовать овал, трапецию.
Дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Понятия: вверху, внизу, в середине, в углу, прямо, рядом, сбоку, друг за другом.
Дети обучаются выкладывать и наклеивать элементы на бумагу.
Вся аппликация делится на предметную и декоративную.
Предметная:
Вначале дети учатся наклеивать простые изображения в виде кругов, квадратов. Например,
-шарики катятся по дорожке
-бусы
Изображение

-воздушные шары
-разноцветные шары
-платочки на веревочке и т.д.
Потом темы усложняются, деталей в аппликации становится больше. Например,
- грибок
Изображение

- мяч из двух половинок
Изображение

- погремушка
- цветок
- снеговик
- светофор
Изображение

- неваляшка
- башенка
- домик
- цыпленок
- флажок
Изображение
Детям даются два разных прямоугольника и две полоски. Сначала нужно расположить прямоугольники-флажки, а затем приклеить к ним полоски – палочки.

- конура
- Тележка
- лодка с парусом

Декоративная
Несложные декоративные аппликации выполняются на полосе, четырехугольнике, круге. Для детей – это предметы, которые нужно украсить. Например, коврик, тарелочка.

Иногда для украшения узорами можно давать простые силуэтные изображения – чашка, бабочка, ведерко и т.д.
Для закрепления материала – сюжеты из готовых фигур и силуэтов. Крупные фигуры уже заранее приклеиваются взрослым. Темы: домик для зверюшек, слон-жонглер, кошка играет с мячиком, курочка с цыплятами.

Изображение
Силуэт слона подготовлен взрослым. Ребенку нужно правильно расположить его по центру листа, а потом разместить вокруг слона кружки – мячи.

Дети, выполняя задание из готовых фигур, лучше усваивают пространственные понятия, начинают чувствовать выразительность своих работ.
Во второй половине года следует обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их: например, неправильное чередование элементов по величине или по цвету. Качество наклеивания: чистая работа, аккуратная.

4-5 лет
Дети пятого года жизни учатся различать и правильно называть прямоугольник, квадрат, полосу, круг, треугольник, овал, трапецию.
Возрастает количество деталей. Домик теперь обрисовывается не только стенами и крышей, но также добавляются окна и дверь.
Развитие различных пространственных представлений. Понятия: между, на одинаковом расстоянии, с края и т.д.
Детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликации, следуя принципу от простого к сложному.

Обучение технике работы ножницами. Резать бумагу по прямой, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы.
Детей учат резать по прямой линии узкие, а затем более широкие полосы бумаги. Простые предметные изображения, составленные из нарезанных детьми полосок (лесенка, забор, скамеечка, ворота), дополненные силуэтами, помогают создать образ, иногда небольшой сюжет. Например, по лесенке карабкается мишка, на скамеечке сидит кошка, на заборе кукарекает петушок, а под воротами проезжает машинка. Из полосок можно сделать тележку для любой игрушки, построить кукольную мебель, домик, составить елочку, снежинку.
Затем детей обучают косым срезам у прямоугольников, учат резать квадраты по диагонали. Дети изображают дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем, флажок с вырезом.

Наиболее трудный прием для детей – вырезывание округлых форм. Дети могут вырезать снеговика, неваляшку, фрукты, самолет, пирамидку, забавную игрушку.
Несложные сюжетные композиции: колобок катится по лесной дорожке, снеговик на горке, цыплята на лужайке, грибы в траве.

В средней группе основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами. Все действия воспитатель сопровождает четкими словесными пояснениями. Важно, чтобы дети могли объяснить, что и как нужно вырезать. Тем самым они получают возможность активно мыслить, находить правильное решение, опираясь на прежний опыт.
Иногда полезен прием сначала «нарисовать» пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницами. Это помогает осмысленно подходить к приемам вырезывания, осознанно применять их.

Изображение
Вместе с детьми обсудить, как сделать основные части для машины скорой помощи. Сделать косоугольный срез у белого прямоугольника, нарезать окна, сделать полоску для креста, вырезать колеса.

5-6 лет
В старшей группе не только уточняют знания о различных цветах, но и учат детей дифференцировать цвета, акцентируя внимание на тонах ярких, светлых, темных.
Дети легче сравнивают фигуры по величине. Понятия: высокий, низкий, узкий, широкий, толстый, тонкий, длинный, короткий, вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом.

Формируются новые, более сложные и рациональные приемы вырезания:
- вырезание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой,
- вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной вдвое. (Например: ваза, груша, бабочка, мотылек, петрушка, куколка, матрешка, кукольные платья)

Изображение
Изготовление Петрушки из бумаги, сложенной вдвое. Воспитатель заранее подготовляет милкие детали для украшения, дети из прямоугольников, сложенных пополам, вырезают платье для Петрушки.
Предметная аппликация: самолет, ракета, машина, автобус, троллейбус, кораблик, медведь, чебурашка, неваляшка.
Сюжетная и пейзажная аппликация: девочка с флажком в руке, встреча зайчика с колобком, избушка в снегу, дом, украшенный к празднику, птички на ветке, расцвели желтые одуванчики и т.д.
Новый способ изготовления аппликаций – методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры.

Изображение
Дети вырезают зонтик по трафарету. Из бумаги, сложенной гармошкой, вырезают для него украшения.

6-7 лет
Дети седьмого года жизни способны замечать характерные признаки в предметах и явлениях окружающего.
Дети учатся видеть, определять и правильно называть многоугольники с разным количеством углов.
Дети учатся дифференцировать оттенки основных спектральных тонов, различать холодные и теплые цвета, светлые и темные. Они должны правильно называть оттенки, использовать образные названия (маковый, алый, малиновый, вишневый и т.д.)

Понятия: напротив, по парам, на одном уровне.
Решается более сложная задача: превращение ножниц из технического инструмента в изобразительный. Педагог учит детей как бы рисовать ножницами, т.е. вырезать без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов. А для этого следует у детей развивать координацию движений рук и зрительный контроль за этими движениями, формировать умение самостоятельно планировать изображение.

Дети учатся передавать несложное движение, находить удачную позу. Вырезают и наклеивают различные игрушки, предметы быта, фигурки животных. Используя прием вырезывания по частям, дети изображают машины, самолеты, корабли, собачку, повара, Буратино, Снегурочку, Деда Мороза, петуха.
Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое: Петрушка, девочка в капюшоне, космонавт, лыжник, матрешка, Чиполлино.
В предметной аппликации может быть использован прием силуэтного вырезывания: рыба, петух, заяц, легковая машина, голубь, медведь, лиса.
Тематические композиции: «Золотая осень», «Праздничная улица», «На дне морском», «Новогодний хоровод», «Петрушки пляшут», «Зимний пейзаж», «Зоопарк», «Космодром», сюжеты сказок. С большим интересом дети вырезают силуэты к различным сказкам для игры в теневой театр.


Еще одна очень хорошая книга по аппликации - М.А. Гусакова "Аппликация"

Изображение

https://yadi.sk/i/c9ofAp1E59vXEA

В первой части рассказывается про историю аппликации. Очень интересно. После прочтения меняется отношение к этому виду изобразительного искусства, настолько оно многообразно, изящно и красиво. Эта информация не для маленьких детей в силу своей сложности, а для расширения кругозора взрослых:) Для детей приведены примеры лучших работ в технике аппликации, что очень способствует развитию у них художественного вкуса.
В следующей части рассказывается про сами материалы для аппликации. История создания бумаги, способы ее окраски.
В основной части описана технология создания различных аппликаций: из бумаги, из ткани, из природных материалов.
 Отрывок из книги - Технология работы
В процессе работы следует учитывать особенности бумаги. Нельзя забывать, что при промазывании клеем она разбухает и удлиняется. Поперек волокон бумага удлинняется гораздо больше, чем вдоль. Если только что намазанную бумагу сразу наклеить, то в результате продолжающегося разбухания и удлинения на бумаге появятся морщинки и складки. Поэтому промазанной бумаге нужно полежать полторы-две минуты. Только после этого можно наклеивать на фон.
Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следуют составление эскиза и аппикации, подбор бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.
Прежде чем приступить к наклеиванию, следует еще и еще раз проверить, все ли удачно в композиции. Делается это так: готовую композицию из выкроек прикрывают сверху бумагой. Через несколько часов бумагу осторожно снимают, и композиционные ошибки сразу станут очевидными. Исправив их, можно приступить к наклеиванию. Чтобы было легче ориентироваться в размещении той или иной детали, надо наметить карандашом места их расположения.
Изображения наклеиваются на фон в определенной последовательности: сначала наклеиваются наиболее удаленные, а затем постепенно приближающиеся к переднему плану.
P.S. Эта книга написана для учащихся педколледжа, поэтому задания в ней сложные, рассчитанные на взрослого человека, а не на докольника. Ее полезно прочитать, чтобы понимать, саму технологию аппликации, полюбить ее:) На мой взгляд, книга полезна не только для воспитателей, но и для мамы, чтобы помочь ей в проведении занятий со своим ребенком. Книга способствует не только расширению кругозора, но и развивает художественный вкус.
Некоторые задания можно упрощать и делать с детьми старшего дошкольного возраста или с младшими школьниками.




В качестве образцов декоративной аппликации была сделана очень простая игра. Ребенку нужно из элементов повторить на пустых фигурах точно такой же узор.
Изображение

Я стараюсь не выкидывать обертки, если на них красивые рисунки. Их можно вырезать и использовать в аппликациях с детьми. Складываю их все в одну папку. Помимо аппликаций хорошие рисунки можно использовать также для срисовывания
Изображение

Также для вырезания я оставляю различные рекламные буклеты, листовки. Сейчас как раз у сына период "что бы порезать", и они очень выручают. Он потом то, что вырежет, может приклеивать с помощью клея-карандаш на белые листы.

Игры на симметрию

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Одна бабочка специально оставлена без крыльев, чтобы ребёнок мог сам придумать, как расположить элементы
Последний раз редактировалось Mellizos 25 янв 2019, 21:10, всего редактировалось 5 раз.

Ответить

Вернуться в «Записки в блокнотике»